377

Транзакция — что это простыми словами

Ваша банковская карта затерта до дыр, а вы до сих пор не знаете, что такое транзакция? Это любая операция банка с вашим счетом. Самое время узнать больше.
Рассказать
Рекомендовать
Транзакция — что это простыми словами

Банки переводят деньги по поручению миллионов клиентов. В основе каждого перевода лежит процедура транзакции. И хотя для служащих банковской сферы этот термин – как слово «труд» для коммунистов, его суть знакома далеко не каждому клиенту банков.

Что такое банковская транзакция?

Банковская транзакция (она же трансакция) – это любая операция со счетом. Снятие в банкомате, платеж в магазине, перевод с одного счета на другой, даже проверка баланса – все подходит под это определение.

Она состоит из трех действий:

  • отправка запроса;
  • исполнение запроса;
  • ответ о результате.

Примечательно: результат бывает лишь двух видов – успех или отмена.

Участники банковской транзакции – кто они

Участники этой процедуры – банк-эквайер и банк-эмитент, на счетах которых происходит движение средств. Посредником выступает платежная система: VISA, MasterCard, так далее.

На стороне плательщика – банк-эмитент. Он выпустил вашу карту. Этот банк проверяет информацию о ней, баланс и дает разрешение на снятие денег. То есть – авторизует.

На стороне получателя денег – банк-эквайер. Его процессинговый центр обрабатывает операцию, получает средства и передает их клиенту – например, магазину.

Если вы снимаете деньги со своего банкомата, участники – ваш банк и платежная система.

Проведение транзакции: как она происходит

Как происходит транзакция

Простая оплата покупки «пластиком» позволяет представить эту процедуру:

  1. Кассир запускает процесс: проводит карту магнитной полосой через картридер POS-терминала, вставляет в считыватель для чипа, а бесконтактную – просто прикладывает.
  2. POS-терминал считывает информацию и отправляет ее зашифрованным импульсом в процессинг банка-эквайера, который обслуживает магазин.
  3. Процессинговый центр эквайера отправляет запрос в банк-эмитент. Тот проверяет остаток на счете или кредитный лимит и легальность карты. Если все в порядке, эмитент присваивает транзакции код авторизации и отправляет данные в процессинговый центр эквайера. Как на пути «туда», так и на пути «обратно» запрос проходит через вашу платежную систему.
  4. Банк-эквайер списывает средства и передает их магазину, а себе берет комиссию.
  5. Вы и продавец получаете чеки POS-терминала.

Какие бывают транзакции

Транзакции есть двух видов:

  • онлайн;
  • офлайн.

В онлайн-транзакции участвует процессинговый центр. Она происходит в реальном времени и требует авторизации. Банк-эмитент за короткий промежуток времени отправляет средства на счет банка-эквайера. При успехе плательщика уведомляют о списании средств.

Офлайн-транзакция проводится без связи с процессинговым центром. При этом банк-эмитент не выполняет авторизацию. POS-терминал резервирует сумму и сохраняет детали операции, чтобы передать их банку-эквайеру потом. Списание средств может занять до нескольких дней. Поскольку банк не делает мгновенную авторизацию, оплата будет успешной даже при недостатке денег. Это невозможно для крупных переводов.

Примечательно: рассчитывать на офлайн-процедуру при оплате через POS-терминал могут обладатели карт с чипом. Ранее для этого использовали импринтер.

Что делать при отмене

Нередки ситуации, когда вместо денег банкомат выдает чек с сообщением о неуспешной транзакции. Или POS-терминал в магазине отклоняет оплату с тем же сообщением. Так может случиться из-за отсутствия связи с процессинговым центром, повреждении магнитной ленты, отсутствия денег на счете. При неуспехе операции сделайте вот что:

  • Сохраните чек POS-терминала или квитанцию банкомата.
  • Составьте письменное заявление с описанием проблемы.
  • С заявлением обратитесь в банк за разъяснением о причине отказа.