29

Краудфандинг: что это простыми словами

Краудфандинг в современном виде – социальная финансовая сеть. Она позволяет профинансировать почти любую идею. Если в нее поверит сообщество этой сети.
Рассказать
Рекомендовать
Краудфандинг: что это простыми словами

В буквальном значении «краудфандинг» – коллективное финансирование. Происходит от сочетания английских слов «crowd» («толпа») и funding («финансирование»). Ввел этот термин писатель Джефф Хау.

Откуда взялся краудфандинг?

Краудфандинг получил толчок к развитию в современном виде в 1997 году.

После тура по Британии группы Marillion ее менеджеры объявили, что запланированный тур по территории США не состоится. Касса группы была пуста. Поклонникам Marillion понадобилось всего две недели, чтобы собрать недостающее. Вроде бы ничего необычного. Но важно то, как они это сделали.

Группа фанатов создала простенький сайт с призывом о сборе средств. По счастливой случайности несколько телеканалов дали об этом строку в новостях – как о курьезе. Результат превзошел самые смелые ожидания: на счет для пожертвований от американских граждан поступило более 60 тысяч долларов. Концертный тур группы в США состоялся.

Идея блестящая, принцип понятен. Уже через полгода в США появились первые краудфандинговые интернет-площадки.

Виды коллективного финансирования

У сбора денег три основные механики.

Виды краудфандинга

Reward crowdfunding: за пожертвование человек получает какой-то подарок или бонус, обычно нефинансового характера. Причем чем больше денег пожертвовано, тем более интересным будет вознаграждение.

Debt crowdfunding: собирающее лицо обещает возврат полученных средств, то есть по сути это инвестиции в старт-ап.

Equity crowdfunding: автор проекта предлагает стать его совладельцем.

Выделяют форматы краудфандинга по условиям получения денег:

  • деньги автор идеи получает только тогда, когда удалось собрать всю целевую сумму за установленный промежуток времени;
  • деньги достаются автору идеи при любом исходе сбора средств;
  • «зелененькие» собирают, чтобы передать их команде для реализации;
  • продукт творчества продается за цену, которую назначит жертвующий;
  • благотворительный сбор пожертвований.

Краудфандинг в России

В России первой площадкой краудфандинга стала платформа Kroogi, основанная в 2007 году. Стратегия платформы – в поддержке финансированием творчески одаренных авторов и коллективов.

На площадке можно бесплатно разместить любое авторское произведение: музыкальную композицию, альбом, книгу, фотографию или видео. Все произведения доступны для скачивания, и пользователь может заплатить любую сумму удобным ему способом. Борис Гребенщиков стал первым «звездным» автором, поддержавшим Kroogi. Он предоставил эксклюзивное право порталу на размещение альбома «Live at The Royal Albert Hall 2008».

Кстати, в 2015 году на еще одной российской платформе краудфандинга Planeta.ru все тот же Гребенщиков установил рекорд по сбору средств на выпуск нового альбома. За два дня собрали более 3 млн рублей.

Создание краудфандинг-проекта

Разработку можно разделить на несколько этапов: создание плана, визуализация, выбор платформы, размещение на ней и продвижение.

Создание краудфандинг-проекта

Создание плана

В структуру плана следует включить сбор средств, реализацию идеи с описанием порядка ее финансирования и, опционально, этап возмещения.

Визуализация

Надо использовать визуальные приемы для описания идеи. Это могут быть примеры уже реализованных работ, видеообращение автора идеи к потенциальным спонсорам. Главное – убедительность.

Выбор платформы для размещения заявки

Платформу выбирают в зависимости от тематики проекта. Имеет важное значение рейтинг платформы. Он напрямую связан с количеством посещающих платформу пользователей и с общей суммой собранных средств.

Перед подачей заявки на размещение детально ознакомьтесь с правилами размещения, продвижения и реализации проекта.

Правила на разных площадках существенно отличаются.

Вот некоторые крупные ресурсы для сбора мелких спонсорских денег:

  • Planeta.ru – площадка для размещения работ творческих категорий. Музыка, литературные произведения, авторское фотоискусство. Сервис предусматривает 5% комиссии от собранной суммы, которая предназначается для финансирования платформы;
  • Kickstarter – американская площадка, держит первенство в мировом рейтинге краудфандинга. Размещаются проекты любой направленности. Из-за популярности платформы идея должна выдержать высокую конкуренцию среди аналогичных по тематике;
  • Boomstarter – российская платформа, аналогичная Kickstarter. Платформа размещает проекты в технологиях, искусстве, социальные;
  • Indiegogo – американская платформа. Вторая в мировом рейтинге. Акцент на поддержку принципиально новых идей в творчестве и реализации технологических стартапов.

Продвижение

Важный этап сбора средств – продвижение проекта. Создание сайта, посвященного идее. Ее освещение в средствах массовой информации, привлечение к продвижению волонтеров. Следует проинформировать об идее как можно больше людей. Само размещение на площадке краудфандинга – еще не гарантия его успешного финансирования.

Теперь вы подготовлены к тому, чтобы опубликовать свой первый краудфандинговый проект. Главное – быть оригинальным. Удачи!