325

Принцип работы роторного двигателя, а также его плюсы и минусы

Роторный двигатель менее известен для автолюбителей, этот мотор в основном для гоночных машин. У него есть достоинства и недостатки, благодаря им двигатель Ванкеля интригует водителей и механиков.
Рассказать
Рекомендовать
Принцип работы роторного двигателя, а также его плюсы и минусы

Создание двигателя внутреннего сгорания – начало процветания автопрома, ведь появилась возможность выпускать машины, которые могли бы работать на жидком топливе. Большинство автомобилей оснащены обычными и понятными ДВС, но кроме них есть и другие, менее известные достижения конструкторов. К сожалению, они не пользуются популярностью у широкой публики, но некоторые из этих двигателей нашли свое применение. К примеру, альтернативный ДВС – роторно-поршневой двигатель или двигатель Ванкеля массово устанавливался на Мазду RX-8.

Основные принципы работы

Принцип работы роторного двигателя заключается в том, что он крутится, а не совершает возвратно-поступательные движения, как его поршневой аналог. Ему нет необходимости делать остановку на верхних и нижних точках, поэтому он считается высокооборотистым.

Главная особенность роторного двигателя – в том, что присутствует трехгранный ротор. Ротор – это поршень, который имеет специальную форму и вращается внутри цилиндра. Он, кстати, не круглой формы, а овальной. Ротор надевается на вал и соединяется с зубчиками колеса, он работает в паре с шестерней и сцепляется со статором. Ротор работает около статора по эпитрохоидальной кривой. Топливо сгорает в камерах цилиндра, когда лопасти ротора попеременно их перекрывают.

Роторный двигатель имеет более простое устройство – здесь отсутствует коленвал, шатуны, противовесы, газораспределительный механизм и другие части его поршневого аналога. Благодаря такой конструкции, есть возможность упростить производство – такие двигатели на порядок дешевле, они имеют меньший вес и размер.

Отличительные особенности

На роторно-поршневой двигатель обратили внимание многие автокомпании, ведь необычная конструкция и простой принцип работы дает весомые преимущества перед ДВС. Тем не менее, если сопоставить плюсы и минусы, то, как оказывается, надо хорошо подумать прежде, чем взять на вооружение такую технику.

Достоинства

  • У роторного мотора небольшие габариты.
  • Правильная развеска способствует лучшей управляемости автомобиля.
  • Больше места в салоне.
  • Высокая мощность.
  • Быстрый набор скорости.
  • Минимум вибраций.
  • Отсутствие запчастей, которые часто выходят из сбоя – клапаны, пружины, ремень ГРМ и т.д.
  • Сбалансированная и плавная работа РПД.
  • Минимальная склонность к детонации.
  • Без кривошипно-шатунного механизма больше оборотов, чем у обычного мотора.

Недостатки

  • Эксцентриковый механизм, соединяющий ротор и вал, способен увеличить давление, которое возникает между деталями, а это способствует быстрому износу. В среднем износ составляет 100-150 тыс. км, а затем необходим капитальный ремонт и полное обследование.
  • Необходимо следить за машинным маслом – допустимо использование только качественного продукта, а менять его надо регулярно. Если пропустить доливку или замену масла, двигатель может сломаться, а это повлечет за собой дорогой ремонт.
  • Из-за частой доливки масла мотор проигрывает в экологическом плане. Для работы мотора надо 600 мл масла приблизительно на 1000 км пути.
  • Уплотнители ротора быстро изнашиваются, у мотора уменьшается КПД, ухудшаются экологические показатели.
  • Мотор склонен к перегреву из-за специфической сферической формы камеры сгорания.
  • Малые и средние обороты нежелательны по экономическим соображениям – не выгодно, идет большой расход топлива. В некоторых случаях расход доходит до 20 литров на 100 км.
  • Производство роторных двигателей должно контролироваться и выполняться специалистами, так как существует ряд высоких требований к квалификации работников и обработке различных деталей. К тому же само оборудование для производства деталей стоит дорого, поэтому автомобили с таким мотором стоят намного дороже, чем с ДВС.

Исходя из перечисленного, становится сразу понятно, что несмотря на все достоинства роторного двигателя, машина, которая оснащена данным чудом техники нуждается в ответственном хозяине. Такой хозяин должен своевременно делать диагностику, менять масло и, главное, - он готов платить не только за техническое обслуживание автомобиля, но и за его ремонт, когда это понадобится.

Читайте далее