Как работает АБС на автомобиле

Скользкая дорога – большая опасность. Даже профессиональный водитель не сможет мгновенно затормозить на влажном покрытии, если в его машине нет АБС. Эта система может спасти жизнь. Но не всегда.
Рассказать
Рекомендовать
Как работает АБС на автомобиле

Для безопасности конструкторы транспортных средств разработали немало инструментов. Один из них – антиблокировочная система. Чтобы остановиться, машине нужно плавно замедлить вращение колеса. Если оно резко прекратит крутиться, авто не остановит ход и выйдет из-под контроля.

Антиблокировка применяется для того, чтобы колеса не проскальзывали, например, на заледеневшей трассе. Совсем не редко это приводит к ДТП.

Зачем нужна АБС

ABS изобрели в 1978 году. С 2004 года ее в обязательном порядке устанавливают на все транспортные средства в Европе.

Экстренное торможение авто с ABS

Система помогает маневрировать, если надо резко остановиться. Без нее машина при резком нажатии тормоза проедет по тормозному пути прямо и станет как вкопанная. ТС не будет слушаться руля. Преимущества – таковы:

  • уменьшает тормозной путь по скользкой дороге. Это особенно ощущается в осенне-зимний период;
  • уменьшает и обеспечивает равномерный износ шин;
  • позволяет управлять авто с зажатой педалью тормоза.

Что в ней не так

Иногда система больше вредит, чем помогает. Ученые умы США выявили, что ТС с АБС чаще попадают в аварии. И связано это не с тем, что сейчас все реже встречаются машины без нее. Дело в том, что антиблокиратор создает фиктивное ощущение безопасности у водителей.

Запомните: система не обеспечивает лучшее сцепление с дорожным покрытием. Она не работает вопреки законам физики и не способна уменьшить тормозной путь. На сухом покрытии – даже увеличивает его.

На песке, рыхлой земле, грязи и глубоком снегу лучше использовать торможение юзом. Колесо просто закопается в грунт и убыстрит остановку.

Компоненты АБС

Антиблокировка состоит из датчика скорости, блока управления, насоса и клапанов. Измерители скорости нужны, чтобы отследить момент, предвещающий блокировку. Эта информация поступает в компьютер.

Если измеритель определит, что колесо начинает блокироваться, блок ABS воздействует на клапаны и быстро снизит давление на тормоза. Когда скорость увеличится, насос выровняет его до следующего падения. Колесо не успевает резко изменить скорость, поэтому тормозит вместе с автомобилем.

Водитель чувствует работу антиблокировки по пульсации педали тормоза. Значит, клапаны начали быстро открываться и закрываться.

Какие есть разновидности ABS

Самая распространенная классификация – по количеству каналов или отдельно контролируемых клапанов и по количеству датчиков.

Самый эффективный тип – четырехканальный с 4-мя датчиками. По одному измерителю и клапану на каждое колесо. Это дает гибкость контроля.

Трехканальную ABS с 3-мя датчиками зачастую реализуют в пикапах. Один измеритель и клапан на каждое переднее колесо, а на задние – один комплект на заднем мосту. Тут для включения нужен блок обоих задних колес.

Одноканальную систему с одним датчиком ставят на небольшие грузовики. Она располагается на заднем мосту. Принцип работы – как у трехканальной.

Особенности управления

На скользкой дороге водителю не придется тормозить многократным резким нажатием на педаль, как это происходит в старых ТС без антиблока. В машинах с ABS надо нажать и удерживать педаль тормоза, пока не сработает антиблокировка. Даже если почувствуете толчки, не убирайте ногу.

Как отключить

Можно снять предохранитель, который отвечает за антиблок. Это полностью его остановит. Если вы не можете сделать это самостоятельно, на любом СТО вам помогут. Но неопытным шоферам лучше этого не делать.

Хороша АБС или нет?

Антиблокировка облегчает жизнь автомобилиста, если он знает, как ею правильно пользоваться. Новичок испугается пульсации педали, уберет ногу, и антиблокировка не сработает, а он будет действовать дальше с учетом АБС.

Это не панацея, но преимуществ у системы немало. Так как все автомобили нового поколения оснащены ею, лучше взять один урок у опытного водителя и разобраться в нюансах вождения, чем экспериментировать в реальной ситуации. Это чревато потерей здоровья, а то и жизни в сложной ситуации.

Читайте далее