36

Как научиться водить машину на механической коробке передач

Машина с автоматической коробкой передач – это комфортно. Но сравнивать ее с авто на «механике» – как безалкогольное пиво с ирландским темным. Увлеченный автолюбитель попросту обязан изучить МКПП.
Рассказать
Рекомендовать
Как научиться водить машину на механической коробке передач

Автомобили различают по типу привода на колеса, типу кузова, классу комфорта. Часто классификация выполняет маркетинговую функцию. Можно придумать новую самому: по количеству цифр в цене, к примеру. Но есть разделение незыблемое – по типу коробки переключения передач.

Авто в этой классификации делятся на два типа:

  • с автоматической коробкой – АКПП;
  • с механической коробкой – МКПП.

Научиться управлению на «механике» проще водителю, который имеет хотя бы общее представление о процессах, происходящих в машине.

Потому начинать надо с «матчасти».

Теоретическая подготовка

В движение автомобиль приводит энергия двигателя. В нем энергия из тепловой преобразуется в механическую и в виде крутящего момента передается через КПП и дифференциал на колеса. Во время движения машины цепь передачи энергии от мотора до колес – неразрывная.

Зачем нужна КПП

Это отдельный механизм в цепи передачи крутящего момента. Функция коробки – изменение крутящего момента.

Начиная движение, водитель включает первую передачу. Двигатель развивает высокую мощность, но низшая передача дает малый крутящий момент. Это позволяет тронуться с места плавно – без резкого скачка.

Коробка устроена так, что при переключении требуется кратковременно прекратить передачу крутящего момента. Функцию отсоединения КПП от силового агрегата выполняет механизм сцепления.

При нажатии на педаль сцепления водитель рассоединяет прилегающие друг к другу фрикционные диски. Именно жесткое сцепление между дисками передает мощность от двигателя на коробку передач.

В автомобиле с «механикой» сам водитель выбирает, в какой момент и при какой скорости включить определенную передачу. Когда в машине установлена АКПП, вам достаточно выбрать направление движения и регулировать мощность ТС педалью газа. Остальное делает автомат.

Практическая подготовка

Разобравшись в процессе управления авто с МКПП – приступаем к практике.

Изучаем расположение переключателя скоростей и педалей

Схему передач вы обнаружите на ручке переключения. Даже при неактивном моторе вы должны зажать педаль сцепления, когда переключаете передачи. Это левая педаль в ряде. Средняя – для торможения. Правая отвечает за повышение оборотов силового агрегата. Ее зовут педалью газа.

Помощь опытного водителя не будет лишней

Чтобы тронуть машину с места, вы используете первую передачу. При разгоне машины переключаете ступенчато – с первой до высшей.

Каждой передаче соответствует определенный диапазон скоростей:

  • первая – 0-20 км/ч;
  • вторая – 20-40 км/ч;
  • третья – 40-60 км/ч;
  • четвертая – 60-80 км/ч;
  • пятая – от 80 км/ч до максимально допустимой скорости.

Чтобы автомобиль не начал двигаться при запуске, перед стартом всегда переводите в нейтральное положение ручку переключения передач.

Ручка переключения передач авто с МКПП

Трогаемся с места и набираем скорость

Чтобы сдвинуть авто с места, действуете по следующему алгоритму:

  1. Рычаг коробки находится в нейтральном положении. Вдавливайте педаль сцепления. Запускайте мотор. Отпускайте педаль сцепления. Теперь двигателю надо дать прогреться – от 3 до 5 минут. Помните: силовой агрегат запускают при вдавленной педали сцепления. Это снимает излишнюю нагрузку на мотор.
  2. Двигатель прогрет. Левой ногой снова вдавливайте педаль сцепления. Переходите на первую передачу. На руле держите левую руку. Плавно отпускайте сцепление и синхронно увеличивайте обороты двигателя нажатием на педаль газа правой ногой. Слушайте звук мотора. Он должен оставаться ровным. Можно контролировать начало движения по показаниям стрелки тахометра. Стрелка должна находиться между делениями 1500-2000 оборотов в минуту.
  3. Плавно тронувшись с места, увеличивайте скорость автомобиля. Достигнув предела 22-25 км/ч – вдавливайте сцепление и переключайтесь на вторую передачу. Теперь вам следует отпустить педаль сцепления. Делайте это чуть быстрее, чем при начале движения, но не резко. Нажатием педали газа увеличивайте скорость транспортного средства. Так следует переключать передачи до высшей.

Понижаем скорость автомобиля до полной остановки

Чтобы понизить скорость в необходимых пределах каждой из передач, достаточно уменьшить обороты мотора. Для этого отпустите педаль газа. При этом происходит так называемое «торможение двигателем».

Если вам надо быстрее понизить скорость, постепенной нажимайте педаль торможения и доводите скорость до того уровня, который нужен.

Поздравляем! Первый пробный заезд окончен. Если не все сразу получается – расстраиваться не стоит. Аккуратное соблюдение правил управления автомобилем и настойчивость помогут довести действия до автоматизма. Опытный водитель управляет авто с МКПП, не сводя взгляда с дороги.

Читайте далее